xfsdGSDGSDBdfsdg

+38 (067) 401-12-36

+38 (044) 542-41-21

 

         

        

  1. Имя *
    Пожалуйста укажите Ваше имя.
  2. Email *
    Укажите Ваш email.

На сегодняшний день в нашей стране существует такая профессиональная градация:

косметик – рабочая специальность, не требующая медицинского образования. Косметик может работать в салонах красоты и выполнять процедуры, не нарушающие целостность кожного покрова, без влияния на глубоко расположенные ткани, а также профилактические и гигиенические процедуры по уходу за кожей лица, макияж;

медсестра по выполнению косметических процедур – это высший уровень подготовки на базе среднего медицинского образования. Такой специалист имеет право работать самостоятельно в салонах красоты и под руководством врача в медико-косметологических центрах, выполнять различные виды ухода за кожей лица, шеи, тела с применением аппаратных методик и массажа;

врач-дерматолог имеет право проводить различные инъекционные, аппаратные методики, которые осуществляют воздействие на все слои кожи, подкожно-жировую клетчатку и мышцы, а также назначать препараты общего действия в виде таблеток, инъекций и т.д.

История развития косметики и косметологии.

Доисторическая эпоха.

            Уже тогда стремление выглядеть привлекательно было велико. В пещерах ледникового периода археологами были найдены карандаши губной помады, палочки для окрашивания глаз и бровей, стержни для татуировки, острые раковины для накалывания узора на лице и теле. Во время празднеств, рождения ребенка, сбора урожая, религиозных ритуальных церемоний и обрядов, военных походов первобытные люди окрашивали свое тело и лицо примитивными красителями: цветными глинами и мелками, древесным углем, соком трав и листьев. Жиром животных натирали тело, предохраняя кожу от холода и жары.

Древний Египет

Первыми косметологами по праву можно назвать жрецов Древнего Египта. Они разрабатывали составы для уменьшения морщин, удаления бородавок и улучшения состояния волос, а также успешно сочетали посещение бани с грязелечением и массажем. Общественное положение древнеегипетских жрецов, посвященных в секреты косметологии, было так высоко, что им даже разрешалось прикасаться к телу фараона. Подобными привилегиями не обладал никто из египтян.

Египетские бани выполняли функции косметических и массажных салонов. При раскопках были найдены папирусы, являющиеся учебниками для массажистов. В них довольно подробно описаны техники разных видов массажей.

Также активно использовались разнообразные маски и ароматические масла. Был изобретен первый скраб для лица, который состоял из алебастровой пудры и меда. Чтобы избежать седины, египтяне мыли волосы кровью разных животных, а также умащивали их жиром льва.

Египтяне превратили процесс нанесения косметики в целый ритуал. Они следовали требованиям тогдашней моды, прибегали к искусственным изменениям форм: расширяли губы, удлиняли уши и т. д. Египтяне знали секреты приготовления ярких, иллюминированных, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков. Рецепты приготовления порошков, придающих коже матовость и скрывавших естественные дефекты и недостатки кожи, хранили в глубокой тайне. Египтянки окрашивали глаза черными порошками, под бровями кожу покрывали медным купоросом или мелконатертым малахитом, также, чтобы подчеркнуть верхнее веко мужчины и женщины пользовались смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. Пользовались египтянки и белилами для придания лицу бледности, для щек применяли оранжево- красные румяна, изготовленные из сырья растений и кустарников, также румянились и красили губы порошком из красной глины, ладони, ступни и ногти на руках и ногах покрывали розовой хной. Смывали грязь пеплом, толченым кирпичом или мелким песком.

У всех египтянок, от знатных дам до рабынь обязательно были щипчики и бритвы для удаления волос на теле и лице. После эпиляции кожа  умащивалась благовонными маслами.

Помимо этого, среди египтянок была популярна «сахарная» методика удаления волос. Густой сахарный сироп, в который иногда добавлялся лимонный сок, наносился специальной палочкой на нежелательные волоски. После застывания сиропа египтянки снимали его вместе с волосками.

Огромный вклад в древнеегипетскую косметологию внесла легендарная царица Египта Клеопатра VII. По ее приказу была построена парфюмерная фабрика, на которой из морских моллюсков был изобретен первый ночной крем для лица. Кроме того, Клеопатра написала целую книгу-справочник «О лекарствах для лица», содержащий рецепты приготовления румян, пудры, губной помады и т.д.

Во время царствования Клеопатры египтяне стали использовать золотые нити, служащие своеобразным каркасом для натягивания кожи на лице. Данная процедура очень популярна в наши дни, так как она позволяет добиться стойкого омолаживающего эффекта.

Но самое невероятное то, что древние египтяне умели делать пластические операции. Первые операции были проведены на пленных воинах, подвергшихся пыткам, к примеру, удалению части ушей или носа. Египтяне научились восстанавливать поврежденные ткани. В знаменитом папирусе Эберса, например, детально расписана операция по ринопластике. Египтяне успешно проводили операции и на «заячьей губе». Все швы накладывались весьма аккуратно.

Древняя Персия.

В Персии изготавливались самые различные косметические средства: благоухающие масла, мази, пудры, краски и т. д. Также большое значение придавалось уходу за кожей не только лица, но и всего тела. В условиях жаркого климата люди старались защитить ее от солнца. Женщинам привилегированных сословий в течение шести месяцев и более производились мирровые и бальзамовые втирания и омовения молоком и ароматическими веществами, т. к. возможно, что уже тогда люди предполагали, что натирания тела различными эфирными маслами помогает коже отражать солнечные лучи и предохраняет ее от ожогов, укусов насекомых, а также способствует красивому темному и ровному загару.

Индия.

 Индия представляла собой страну богатую сырьем для искусства красоты. С незапамятных времен декоративной косметикой пользовались в Индии при проведении религиозных обрядов и в быту. Причем она не претерпела значительных изменений. Цветами и шафрановой пудрой пользуются повседневно. В одной из древнейших в мире книг «Сусруте» по медицине даются пояснения по уходу за внешностью с помощью эфирных масел наряду с множеством рецептов использования растительных экстрактов в косметических целях.

Древняя Греция

Опыт египтянок в косметологии переняли жительницы Древней Греции. Благодаря им и появилось слово «косметика». Искусству украшения лица и тела обучали рабов, которых называли косметами. К ним обращались за помощью женщины, которые любыми способами стремились замаскировать косметические недостатки с помощью неких притираний, примочек и немного напоминающих современный грим средств.

Отец медицины Гиппократ (V-IV в. до н.э) сообщает заслуживающие внимания сведения о восстановлении женской красоты растениями-целителями. Его ученик и последователь Диокл рекомендовал всевозможные маски и мази для смягчения кожи. Им был написан труд по косметике в четырех томах, где давались советы по уходу за кожей лица, глазами, зубами, ногтями, волосами с помощью косметических средств.

Для украшения лица гречанки использовали белила и кармин, чернили ресницы сажей и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой. По древнегреческому мифу, даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она перед состязанием богинь подкрашивалась и пудрила лицо. В Древней Греции идеалом красоты считалась рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами. В то время царствовал культ красивого мускулистого тела. Спортом занимались все свободные граждане, поскольку здоровье совершенно оправдано считалось необходимым условием красоты.

Древний Рим.

Наибольший расцвет косметика получила в Древнем Риме. Римляне со свойственной им обстоятельностью занялись косметическими средствами всерьез в I веке н. э. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога. В частности, он писал: «Маленькие улитки, высушенные на солнце на черепицах, затем истолченные в порошок и разведенные отваром из бобов, представляют собой превосходное косметическое средство, которое делает кожу белой и нежной». Грим императора Нерона включал пудру, румяна, краску для век и белокурые парики, которые ему доставляли из Галлии.

Широко известны римские бани, солярии. Древнеримские бани (тогда они назывались термы) были своего рода клубами. Римляне не выходили из них целыми днями. Культ ванны цвел пышным цветом. Любой уважающий себя римлянин или грек обязательно строил ванну.

Богатые римлянки красили веки золотистой краской и подводили брови углем. Чрезвычайно модными были белокурые волосы и светлая кожа. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами.

Известный римский врач Гален (около 130-200 г. н. э.) оставил потомкам научные труды, посвященные косметике. Он автор первого систематизированного учебника по косметике. В своих работах Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков (т. е. грим) и косметику для сохранения естественной красоты, подчеркивая связь между косметикой и медициной.

Дальний Восток

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти. Их отращивали, за ними тщательно следили и красили в красный цвет.
            Женщины не жалели сил и средств на косметику, которой они очень активно пользовались. Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а щеки - румянами, красили губы помадой цвета "спелой вишни".
О естественности и "дневном макияже" в Древнем Китае не было и речи, особенно у тех китаянок, которые росли в аристократической среде.

            Около 1600 года до н.э. в Японии начинает развиваться искусство гейш. Классический вид гейши - белое лицо, красные губы, темные глаза и уложенные волосы.
            Японки применяли помаду из древесного воска, масла, семян камелий, мускуса, камфоры. Среди знати было принято полностью сбривать брови, рисовать зеленые круги на лбу.
            Идеал красоты, существовавший в Древней Японии, разительно отличался от нынешних стандартов. О естественной, не приукрашенной красоте в кругах высшей аристократии не было и речи. Женщины пользовались косметикой и делали это очень активно. С самого детства в числе прочих необходимых знатной даме знаний девочкам преподавали правила нанесения макияжа, обучали умению пользоваться белилами, румянами, тушью. Японские красавицы густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие, толстые черные черточки. Волосы собирали в тяжелый высокий узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Тушью же обводили и лоб по линии роста волос. Примерно с 12-14 лет после прохождения особого обряда девушкам начинали чернить зубы.
С тех пор многое изменилось, не избежали влияния Запада и представления о красоте – теперь японки, как и западные красавицы, наоборот, стремятся к абсолютной белизне зубов. Но все же необыкновенная живучесть в Японии национальных традиций дает о себе знать в стойкости канонов красоты и, как следствие, в пристрастиях к определенным типам косметики: фарфоровая белизна кожи лица до сих пор в фаворе, и именно осветляющие линии особенно популярны в Японии и по сей день.
            Японки также тщательно ухаживали за своим телом. Они мылись в необыкновенно горячей воде, смазывали тело специальными мазями, применяли паровые ванны.

            Русь.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей также уделяли большое внимание. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах. Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.). Для ухода за волосами использовалось репейное масло. Русские женщины знали, что огуречный сок, отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук. Им были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств - настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу; подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос; свеклой пользовались как румянами.

Европа

Средневековье

В средние века в Европе развитие косметики приостановилось, так как церковь преследовала тех, кто пытался ухаживать за своим  телом. Под влиянием проповедей аскетов, которые боролись за чистоту души, европейцы перестали мыться и чистить зубы, санитарные условия опустились до самого низкого уровня. Запрещено использование косметики, духов, окрашивание волос. Примером женской красоты становится Дева Мария. В моде бледная кожа, отсутствие бровей, высокий чистый лоб, большие глаза и маленький бледный рот.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII—XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна.

Возрождение

В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.
            Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос — цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

В XVI веке в моде наряду с высокими прическами была бледная кожа, сильный румянец, контрастирующий с кожей, и всякого рода мушки и родинки. Объяснялось эта мода довольно просто: бушевавшая в это время оспа не пощадила никого, и у каждой женщины были какие-то дефекты кожи, которые необходимо было как-то скрывать.
            К XVII веку особенно популярной стала пудра. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем - чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосуды лица, чтобы подчеркнуть (сымитировать, конечно) прозрачность кожи.

В XVIII веке в моду вошли накладные брови из кусочков мышиных шкурок. За щеки закладывали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица. Белилами и румянами украшали даже совсем юные лица, не нуждавшиеся ни в каких украшениях.

Склонность к злоупотреблению косметикой приводила к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже издал специальный указ, считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем женщину судили за колдовство, а брак расторгался.
            С середины XVIII в. косметика стала развиваться как современная наука - началась эра научных исследований в косметической области. Именно тогда король Франции поручил Академии наук выяснить, насколько безопасны для здоровья румяна и прочая косметика. Заняться этим поручили известному химику того времени Антуану Лавуазье.
                        В конце XVIII столетия складывается новый стиль, эстетические идеалы которого заимствованы из античного мира (стиль ампир). Одежда и прическа повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. Декоративная косметика приближается к естественным тонам и не становится самоцелью.

XIX ВЕК
            В целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Красивой считается бледная бескровная кожа. Погоня за бледностью достигла такого абсурда, что дамы начинают специально травиться цинком.
            XX ВЕК

Развитие косметики в начале ХХ столетия было небольшим. Идеалом стали белое нежное лицо, взгляд синих глаз, губки «сердечком». Косметика считалась атрибутом театра и кино, ею пользовались только смелые.

В 1918 году Макс Фактор сформулировал идею "цветовой гармонии" в макияже. Фактор полагал, что определенные сочетания тона кожи, цвета волос и глаз эффектнее всего выглядят, если вся косметика им соответствует. Кроме того, сами косметические средства должны сочетаться между собой, выгодно подчеркивая друг друга. Для миллионов простых женщин он упростил сложную задачу - выглядеть или, по крайней мере, чувствовать себя королевой. Ведь до этого использование косметики считалось неприличным.

Первая и вторая Мировая война лишили женщин условий и средств для того, чтобы быть красивыми. В это время женщины почти не пользуются макияжем, лишь иногда подкрашивают ресницы тушью и красят губы. В моду входят короткие стрижки по типу мужских.
            Но война прошла, и возникло естественное желание забыть об ужасах и лишениях. Женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам. Верхние веки подводят цветными, тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически (начесы).

В 50-е годы появляются и бурно развиваются известные дома высокой моды – Givenchy, Gucci, Valentino.

Европа в плену образа аристократической коротко стриженой француженки-брюнетки, «femme fatale» с белой кожей, яркими губами  и пронзительным взглядом. Олицетворение времени:  Брижит Бардо, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Джина Лолобриджида, Софи Лорен, Грейс Келли.

В 60-е годы в популярны накладные ресницы, жидкая подводка для глаз и водостойкая тушь. Глаза «кукольные», сильно подведенные, тени -  всех оттенков бежевого; ресницы - длинные, пушистые, густо накрашенные, эффект «наивного взгляда». Губы естественные, вместо помады использовался блеск для губ. Брови максимально естественной формы, цвет лица с минимальным, прозрачным слоем грима.

С  70-ми годами приходит культ мини. Модно обнажаться и быть загоревшей. Появляется масса косметических средств для защиты кожи лица и тела. Макияж становится очень ярким и  радостным.

Большое количество красок и блеска, пышные причёски, перламутровые ногти, цветная бижутерия из пластмассы – всё это характерные признаки образа 80-х годов. Макияж 80-х годов — это макияж, выполненный в стиле диско. Он очень яркий, разноцветный, можно сказать, чересчур выразительный и даже агрессивный. Акцент в данном случае выполняется и на глазах и на губах. Главное правило – чем ярче, тем красивее.

 90-е годы – смешение стилей. В первой половине в моде густые, широкие, темные брови, подводка в стиле 60-х, пухлые губы. Конец 90-х – эпоха естественности и минимализма. Новые тональные кремы со светоотражающими частицами, тонкие брови, макияж легкий и прозрачный. Быть идеально накрашенной значит выглядеть естественно.

            В 2000-е годы в моде металлические светящиеся цвета, серебристый, бронзовый, золотой, актуальны продукты, содержащие блестки, перламутр, используются всевозможные прикладные материалы. Макияж ощущение праздника, кожа сияет и светится, используется блеск для губ. Макияж 2000-х годов - чувственный и сексуальный. Конец 20 века - начало 21 века стали называть эпохой «вседозволенности». На смену кринолинам, корсетам, турнюрам пришло обнаженное тело. Интерес к хорошей фигуре подтолкнул развитие новых направлений в спорте (аэробика, шейпинг, бодибилдинг). С культом тела связаны и новые возродившиеся направления: татуаж, пирсинг, «боди-арт». Появились новые профессии: визажист, колорист, стилист.